НАЦИОНАЛЬНЫЙ СОЮЗ НЕГОСУДАРСТВЕННЫХ ВУЗОВ
СОЮЗ НЕГОСУДАРСТВЕННЫХ ВУЗОВ МОСКВЫ И МОСКОВСКОЙ ОБЛАСТИ
МОСКОВСКИЙ ГУМАНИТАРНЫЙ УНИВЕРСИТЕТ

ВЫСШЕЕ ОБРАЗОВАНИЕ ДЛЯ XXI ВЕКА

VI Международная научная конференция
Московский гуманитарный университет
19-20 ноября 2009 г.

Доклады и материалы

Под общей редакцией доктора философских наук, профессора И.М. Ильинского







Издательство Московского гуманитарного университета

2010

УДК 378 (06)
ББК 74.58
В 93




Публикуется по решению
Национального союза негосударственных вузов,
Союза негосударственных вузов Москвы и Московской области

Сборник подготовлен к печати
Союзом негосударственных вузов Москвы и Московской области
и Институтом фундаментальных и прикладных исследований
Московского гуманитарного университета

Под общей редакцией
доктора философских наук, профессора И, М. Ильинского
Научные редакторы:
доктор философских наук, профессор, заслуженный деятель науки РФ
Вал. Л. Луков
доктор философских наук, профессор Э.Ш. Камалдинова

Ответственные за выпуск:
кандидат политических наук Г. Ю. Канарш,
кандидат исторических наук В.В.Соколова
В 93

Высшее образование для XXI века: VI Международная
научная конференция, Москва, 19-20 ноября 2009 г. : доклады и материалы
пленарного заседания и круглого стола «Негосу­дарственные вузы в условиях
изменяющейся России» / под об­щей ред. И.М. Ильинского. - М. : Изд-во Моск.
гуманит. ун-та, 2010.-268 с.

ISBN 978-5-98079-621-1

В сборнике публикуются доклады пленарного заседания VI Между­народной научной конференции «Высшее образование для XXI века» (19 ноября 2009 г.), материалы «круглого стола» по проблемам деятель­ности негосударственных высших учебных заведений, отдельные докла­ды на заседаниях секций конференции. ББК 74.58

© Авторы докладов, 2009
© Национальный союз негосударственных вузов, 2009
© Союз негосударственных вузов Москвы и
Московской области, 2009


Национальный союз негосударственных вузов
Союз негосударственных вузов Москвы и Московской области
Московский гуманитарный университет

VI МЕЖДУНАРОДНАЯ НАУЧНАЯ КОНФЕРЕНЦИЯ «ВЫСШЕЕ ОБРАЗОВАНИЕ ДЛЯ XXI ВЕКА»

     19-20 ноября 2009 г. в Московском гуманитарном университе­те (МосГУ) при поддержке Российского гуманитарного научного фонда (РГНФ) с целью выработки позиций относительно стратегии высшего образования в условиях новых глобальных возможностей и рисков проводилась VI Международная научная конференция «Высшее образование для XXI века». В работе конференции при­няли участие около 500 ученых, преподавателей, аспирантов и сту­дентов вузов и научных центров Москвы и Московского региона, других регионов Российской Федерации, ближнего и дальнего за­рубежья.

     Организатором конференции выступил Московский гумани­тарный университет при поддержке Комитета Государственной Думы ФС РФ по образованию, Комитета Совета Федерации ФС РФ по образованию и науке, Департамента образования г. Москвы, Института философии Российской академии наук (РАН), Институ­та психологии РАН, Института социологии РАН, Института эко­номики РАН, Российской академии образования (РАО), Нацио­нального союза негосударственных вузов, Союза негосударствен­ных вузов Москвы и Московской области, Международной акаде­мии наук (IAS).

     С вступительным словом к участникам конференции обратился ректор Московского гуманитарного университета, председатель Совета по негосударственным образовательным учреждениям при Комитете ГД ФС по образованию и науке, доктор философских на­ук, профессор И. М. Ильинский.

     В конференции участвовали: ректор Российского государст­венного торгово-экономического университета, доктор юридиче­ских наук, профессор С. Н. Бабурин; президент Современной гума­нитарной академии, вице-президент Национального союза негосударственных вузов, доктор технических наук, профессор, лауреат Государственной премии, вице-президент РАЕН, член экспертного совета при Председателе Совета Федерации Федерального Собра­ния РФ М. П. Карпенко; ректор Московского нового юридического института, доктор юридических наук, профессор, заслуженный юрист Российской Федерации, академик Академии социальных на­ук А. М. Яковлев; заведующий кафедрой теории государства и пра­ва и политологии юридического факультета Московского государ­ственного университета имени М. В. Ломоносова, заслуженный деятель науки РФ, советник Председателя Конституционного Суда РФ, президент Ассоциации юридических вузов России, доктор юридических наук, профессор М. Н. Марченко; заведующая секто­ром проблем государственно-правовой конфликтологии Научно-исследовательского института государственного строительства и ме­стного самоуправления Академии правовых наук Украины, профес­сор кафедры социологии и политологии Национальной юридической академии им. Ярослава Мудрого (г. Харьков, Украина), доктор со­циологических наук, профессор Л. Н. Герасина; заведующая кафед­рой права Национального технического университета г. Харьков, Украина), кандидат философских наук Л. В. Перевалова; директор Института психологии Российской академии наук, член-корреспон­дент Российской академии наук, член-корреспондент Российской академии образования, профессор А. Л. Журавлев; директор Цен­тра русских исследований Института фундаментальных и приклад­ных исследований Московского гуманитарного университета, заве­дующий отделом Азии и Африки ИНИОН РАН, кандидат истори­ческих наук А. И. Фурсов; заведующий сектором Института фило­софии РАН, директор Клиники глубинной психологии, доктор фи­лософских и филологических наук, профессор, академик РАЕН П.С. Гуревич; главный научный сотрудник Института проблем ин­форматики РАН, академик Международной академии наук, заслу­женный деятель науки Российской Федерации, доктор технических наук, профессор К. К. Колин и другие.

     Программа конференции предусматривала проведение пленар­ного заседания по общим проблемам высшего образования, четы­рех «круглых столов»: «Негосударственные вузы в условиях изме­няющейся России», «Духовное развитие человека и содержание высшего образования», «Аспирантура и докторантура в условиях становления общества знании: проблемы и решения», «Проблемы перехода на компетентностную модель подготовки бакалавра», а также работу секций по темам: «Философия высшего образова­ния», «Социология высшего образования», «Экономика высшего образования», «Психологические проблемы высшего образования», «Высшее образование и развитие человека», «Высшее образование и мировая культура», «Педагогика и образование», «Социальное образование», «Высшее культурологическое образование», «Вос­питание в современном вузе», «Проблемы высшего юридического образования».


СОДЕРЖАНИЕ
VI МЕЖДУНАРОДНАЯ НАУЧНАЯ КОНФЕРЕНЦИЯ
«ВЫСШЕЕ ОБРАЗОВАНИЕ ДЛЯ XXI ВЕКА»

Ильинский И. М. Вступительное слово ................................... 6

Карпенко М. П. Развитие отрасли высшего профессиональ- ­ного образования в России............................................................... 12

Бабурин С. Н. Кризис в стране - кризис в образовании ........ 30

Яковлев А. М. Преподавание юриспруденции как фактор развития личности ..................................................................... 36

Фурсов Л. И. Гуманитарное знание как средство психо-исторической войны................................................................................. 40

Марченко М. К Высшее юридическое образование в пост­советской России: состояние, проблемы и перспективы развития .... 46

Герасима Л. И., Перевалова Л. В. Проблемы реформирова­ния высшего образования в Украине .............................................. 66

Журавлев А. Л. Социально-психологические факторы обме­на знаниями в организации.............................................................. 72

Гуревич П. С. Место высшего образования в многополярном мире.................................................................................................... 78

Колин К. К. Развитие информационного общества и пробле­мы образования.................................................................................. 91

     ВЫСТУПЛЕНИЯ НА «КРУГЛОМ СТОЛЕ»:
"НЕГОСУДАРСТВЕННЫЕ ВУЗЫ В УСЛОВИЯХ ИЗМЕНЯЮЩЕЙСЯ РОССИИ"

Александрова И. П. Эмоциональные компетенции в структу­ре личности специалиста.................................................................. 98

Буянов В. П. Актуальные проблемы формирования общеми­рового образовательного и научного пространства ...................... 99

Геронина Н. Р., Овсянникова В. И. Менеджмент качества как условие инновационного развития вуза ......................................... 103

Далецкий Ч. Б. Проблемы и перспективы современного него­сударственного образования ............................................................ 106

Дашин Е. В. Стратегия развития негосударственного вуза в условиях экономического кризиса............................................... 110

Демидова И. О. Аспирантура в условиях становления зна­ний: проблемы и решения................................................................ 114

Дикусар В. М. Проблемы развития науки об адвокатуре....... 116

Ермилова Д. В. Аксиологический аспект транспредметного подхода при обучении туризму ....................................................... 118

Ефимова Е. М. Внедрение инновационных технологий в об­разовательный процесс негосударственного вуза ......................... 125

Жукова О. А. Инновационная стратегия образования и вузо­вская наука ......................................................................................... 131

Зверев О. А. Инновационный комплекс системы образова­ния: сплав стабильности и динамичности ...................................... 139

Зорин И. В. О реформировании профессионального образо­вания в России................................................................................... 147

Исаев Е. И. Психологические проблемы становления про­фессиональной субъектности в вузе ............................................... 152

Кабанов А.Т. Кризис российского образования: сущность и инновационные пути выхода........................................................... 153

Камалдинова Э. Ш., Сагитов Р. В. Особенности дидакти­ческого проектирования разноуровневой математической под­готовки студентов в экономическом вузе....................................... 162

Карелина М. Ю. Современные тенденции развития высшей профессиональной школы................................................................ 172

Качнев В. И. Обучение студентов исследованию ..................... 177

Костин Ю. Н., Крылов В. М., Смагина И, А. Об информаци­онных технологиях, экономике и менеджменте ............................ 182

Кулешова Л. Н. Развитие ценностно-смысловой сферы лич­ности в процессе реализации компетентностного подхода в про­фессиональном образовании............................................................ 185

Кущев Н. П. Профессиональное туристское образование в ус­ловиях перехода на двухуровневую систему подготовки кадров. 190

Лагусев Ю. М. Формирование иновационной программы подготовки и переподготовки туристских кадров для особых экономических зон туристско-рекреационного типа.................... 196

Легонъкова Н. М, Андреева А. Б. Критерии оценки эффекти­вности внутривузовской системы качества.................................... 201

Лукьянова И. Н. Клиническое образование в Академическом правовом институте: итоги десятилетия......................................... 205

Малъковская И. А. «Образовательные риски» в фокусе фи­лософии различий............................................................................. 212

Олейник Т. В. Влияние мирового финансового кризиса на сферу образования............................................................................ 221

Панфилова А. А. Влияние речи на формирование гармони­чно развитой личности ..................................................................... 226

Петрова В. Н. Организация самообразовательной деятельно­сти в вузе как условие формирования опыта креативной деятель­ности студентов ................................................................................. 228

Плаксий С. И. Высшая школа на изломе................................. 232

Савин А. Б. Влияние мирового финансового кризиса на раз­витие экономики образования в России ......................................... 238

Соколова В. В. Воспитание экологической ответственности у студентов в период глобального кризиса.................................... 245

Федоренко А. Ю. Проблемы обучения студентов предпри­нимательской деятельности............................................................. 249

Шаталова Л. И. Законы и принципы учебного проектирова­ния в профессиональном образовании специалиста ................... 251

ШевыревА. В., РоманчукМ. Н. Пути преодоления кризис­ных явлений в негосударственном вузе России............................. 256

Шилакина А. В, Модель развития креативности в педагоги­ческой деятельности в высшей школе ............................................ 260