Национальный союз негосударственных вузов



НАЦИОНАЛЬНЫЙ СОЮЗ НЕГОСУДАРСТВЕННЫХ ВУЗОВ

ВЫСШЕЕ ОБРАЗОВАНИЕ ДЛЯ XXI ВЕКА

НАУЧНАЯ КОНФЕРЕНЦИЯ

Москва, 22-24 апреля 2004 года

Доклады и материалы

Москва 2005

УДК 378"20"(042)

ББК 74.58 В93

Публикуется по решению Национального союза негосударственных вузов

Сборник подготовлен к печати в Институте гуманитарных исследований Московского гуманитарного университета

Ответственный редактор

доктор философских наук, профессор

И. М. Ильинский

Высшее образование для XXI века: Научная конференция, Москва, 22-24 апреля 2004 г.: Доклады и ма­териалы / Отв. ред. И. М. Ильинский. — М.: Изд-во Моск. гуманит. ун-та, 2005. — 312 с.

ISBN 5-98079-094-2

В сборнике публикуются основные доклады и материалы научной конференции «Высшее образование для XXI века», проходившей в Московском гуманитарном университете 22-24 апреля 2004 г.

ББК 74.58

© Авторы, 2005

© Национальный союз негосударственных вузов, 2005

ISBN5-98079-094-2

СОДЕРЖАНИЕ

ПРИВЕТСТВИЯ

3

ДОКЛАДЫ

13

И. М. ИЛЬИНСКИЙ. Негосударственные вузы России: кризис идентичности и пути его преодоления

15

С. И. ПЛАКСИЙ. Какая образовательная стратегия нужна России?

27

ВЫСТУПЛЕНИЯ НА ПЛЕНАРНЫХ ЗАСЕДАНИЯХ

О. Н. СМОЛИН. Долгосрочные ориентиры российского образования российская образовательная политика и инвестиции в человека

41

В. Е. ШУДЕГОВ. Задачи создания современных законодательных основ российского высшего образования

51

A. Ф. КИСЕЛЕВ. Управление развитием высшего образования: новые тенденции

61

В.А. СЕМИН\. О мерах по развитию высшего образования в России

64

B. В. КОЗЛОВ. Высшее образование и фундаментальная наука

74

Б. Г. ЮДИН. Высшее образование и проблема человеческого по­тенциала России

79

В, М. МЕЖУЕВ. Образование и культура

84

А. А. ЗИНОВЬЕВ. Высшее образование и логика интеллекта

95

К. В. СУДАКОВ. Интеграция академического НИИ и кафедры вуза — прогрессивная форма подготовки научно-педагогических кадров

104

Ж. Т. ТОЩЕНКО. Социальные парадоксы высшего образования в России

107

А. Л. ЖУРАВЛЕВ. Современные проблемы психологии и развитие высшего образования в России

113

О. В. ДОЛЖЕНКО. Между Курой и Ельчиком

118

А. А. СЕРЕБРОВ. Первая национальная программа «Уроки из кос­моса»: концепция и технология реализации

125

НЕГОСУДАРСТВЕННЫЕ И ГОСУДАРСТВЕННЫЕ ВУЗЫ В РОССИИ: ПРОБЛЕМЫ И ПУТИ ИХ РЕШЕНИЯ

129

В. П. БУЯНОВ. Риски современного негосударственного вуза

131

Н. А. ЖИЛЬЦОВ. Правовые основы функционирования негосударственного вуза в России

135

М. П. КАРПЕНКО. Трансформация национальной системы
образования под влиянием информационно-коммуникационных технологий

138

Вал. А. ЛУКОВ. Вуз государственный VS вуз негосударственный: оценка студентов

147

Б. А. РУЧКИН. О показателях и формировании корпоративной культуры в системе негосударственного образования

159

В. С. СИЗОВ. Негосударственные вузы в российской провинции

167

A. М. ЯКОВЛЕВ. Преподавание права как творческий процесс

180

ВЫСШЕЕ ОБРАЗОВАНИЕ: ФИЛОСОФСКИЕ, СОЦИОЛОГИЧЕСКИЕ, КУЛЬТУРОЛОГИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ИССЛЕДОВАНИЯ

191

О. В. АСТАФЬЕВА. Высшее образование и развитие личности в сетевом пространстве

193

И. С. БОЛОТИН. Научно-педагогические кадры государст­венных и негосударственных вузов: сравнительный анализ

209

Ю. В. ГОЛИУСОВА. Образование молодежи: проблема рационального выбора в ситуации неопределенности и риска

213

Ю. Д. ЖЕЛЕЗНОВ. Человек как субъект образовательного процесса

219

Т. Ю. ЗАБЕЛИНА. Тендерные проблемы в преподавании: достижения и перспективы

222

Н. В. ЗАХАРОВ. Университет, ученый, студент — константы русской культуры

229

B. Ж. КЕЛЛЕ. Императивы высшего образования в условиях инновационного развития

243

Т. Ф. КУЗНЕЦОВА. Философия, философская культура и гуманитаризация высшего образования

250

Вл. А. ЛУКОВ, Проблемы высшего образования в контексте мировой университетской культуры

261

О. В. ЛУНЕВА. Социальный интеллект и его развитиев процессе высшего образования

277

И. А. МАЛЬКОВСКАЯ, Европейско- российский образовательный
полилог: коммуникативный аспект

286

С. Н. ТИХОМИРОВ. Ловушки на пути развития российского профессионального образовании

294

В. Д. ЧЕРЕПАНОВ, Т. Ю. СЕМЕНОВА. Социологический мониторинг как эффективное средство управления качеством обучения в вузе

300